Асоціація психіатрів України

 07.12

Фото: Myriams-Fotos / pixabay.com

Дети Донбасса в условиях войны
 
Ольга ОСОКИНА, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой
психиатрии, психотерапии,наркологии и медицинской психологии
Донецкого национального медицинского университета (г. Краматорск)

Территория АТО, которая с недавнего времени переименована в территорию проведения Операции объединенных сил, является местом воздействия на психику человека большого количества достаточно мощных стрессогенных факторов, связанных как непосредственно с вооруженным конфликтом, так и с косвенным воздействием вынужденной смены места жительства, негативной информацией, экономической нестабильностью. Наиболее уязвимыми категориями населения являются дети, подростки и внутренне перемещенные лица.

Из той сети психиатрических учреждений, которые обеспечивали помощью население Донецкой области в довоенный период (всего было 12 учреждений психиатрического профиля), осталось только три психиатрических больницы, имеющие коечные фонды, — в Славянске, Мариуполе и Краматорске, среди которых всего 35 детских коек. Остальные остались на неподконтрольной территории. Из общего числа квалифицированных психиатров, работающих в Донецкой области, менее 15% оказывают помощь детскому и подростковому населению.

 Психическое здоровье в цифрах

Сравнительный анализ показал, что распространенность психических расстройств среди детей и подростков Донецкой области составляет 273 на 10 тыс. населения, тогда как по всей Украине — 249 на 10 тыс. В 2017 году показатель заболеваемости детского населения увеличился по сравнению с 2013 годом с 42 до 47 на 10 тыс. населения. Эти цифры тоже превышают общий показатель по стране.

В структуре детской заболеваемости Донецкой области в 2017 году продолжали преобладать нарушения психологического развития, поведения и эмоций с началом в детском возрасте (137,4 на 10 тыс. населения), умственная отсталость (93,3), органические расстройства (16,6). При этом в полтора раза вырос удельный вес невротических, ассоциированных со стрессом расстройств и ПТСР (12,7 на 10 тыс. населения). Минимально представлены расстройства шизофренического спектра (0,7 на 10 тыс.).

Подростки были доминирующей возрастной группой в сфере оказания психиатрических услуг детям в Донецкой области за последние два года. Отмечается также рост заболеваемости среди подростков за последний год. Наиболее вероятная причина — высокий уровень эмоционального напряжения, связанный с вооруженным конфликтом на Донбассе.

Сложный подростковый период

Психофизиологические особенности подростков оказывают значительное влияние на восприятие внешних раздражителей, поведение в стрессогенных ситуациях и эмоциональное совладание со стрессом. В период полового созревания появляется умение сопереживать окружающим, а сами переживания становятся глубже. У подростков появляется интерес к сферам жизни, которые ранее не интересовали (социальной, политической и т. д.), а также потребность принадлежности к какой-либо социальной группе, желание принять на себя обязанности и права взрослых, а общение с родителями и родственниками уходит на второй план. В пубертатном возрасте возникает желание поиска собственного пути и стремление обходиться без пристального надзора родителей, что в неблагоприятных условиях может иметь необратимые последствия.

Донбасс и центральная Украина

Сотрудниками кафедры психиатрии, психотерапии, наркологии и медицинской психологии Донецкого национального медицинского университета было обследовано 2768 учеников общеобразовательных школ 6–9 классов в возрасте от 11 до 16 лет в Донецкой и Кировоградской областях на предмет выявления тревожно-депрессивных состояний, постстрессовых расстройств и суицидальных намерений. Основной целью данного исследования было изучение влияния стресса, связанного с вооруженным конфликтом, на психическое здоровье подростков Донецкой области, в том числе выявление факторов риска агрессивного и аутоагрессивного поведения среди школьников, распространенность и роль буллинга (психологического насилия) в школьной среде с целью разработки превентивных мер.

Нам было важно определить количество подростков-переселенцев из наиболее горячих точек военных действий, так как это и есть наиболее уязвимая категория населения. Из исследованных подростков в Донецкой области количество внутренне перемещенных составило 26,5%, в Кировоградской — 2,5%.

Среди обследованных подростков Донецкой области у более чем 14% отмечались легкие или умеренные симптомы депрессии, у 24% выявлены симптомы клинически значимой тревоги. По Кировоградской области тревожно-депрессивные расстройства встречались в два раза реже. В Донецкой области ПТСР было выявлено у 14% подростков (в центральной Украине этот показатель составил 1%).

Среди подростков Донецкой области 22% курили никотинсодержащие сигареты, 14% употребляли алкоголь (включая пиво) несколько раз в неделю, 4,5% пробовали нелицензированные психоактивные вещества. Данные показатели на Донбассе значимо не отличались от центральных регионов страны.

Реакция на стресс

Типичные реакции подростков на хронический стресс — тревога, страх, депрессия, злоупотребление алкоголем и другими веществами, компьютерная зависимость, игромания, расстройства пищевого поведения, самоповреждения, суицидальные попытки.

Хронический негативный эмоциональный фон создает идеальные условия для формирования тревоги, которая, в свою очередь, часто является пусковым механизмом психических и соматических расстройств. Так, к тревоге со временем присоединяются другие патологические эмоции (чаще всего депрессия, фобии, ипохондрия).

В последние годы появилось описание новых социальных синдромов, которые часто присущи современным подросткам. Это интернет-терроризм (интернет-буллинг, троллинг), синдром полуночника, синдром одиночества в большом городе, синдром жестоких игр («поколение геймеров», «жизнь в виртуальном мире»), синдром пульта дистанционного управления («автоматическая смена каналов»), экстремальное проведение времени (экстремальный спорт, экстремальный отдых, драки, поиск «приключений»), дискотечный синдром. Все это может быть причиной или следствием наличия хронического невротического фона и свидетельствовать о повышенном уровне тревожности.

Буллинг среди подростков

В отечественной и зарубежной литературе все чаще поднимается проблема буллинга в школьной среде, хотя ранее она замалчивалась. Распространенной формой насилия среди подростков становятся всякого рода издевательства и психологическое давление со стороны одного или нескольких учеников. Издевательства могут быть устными (клички, угрозы), физическими (щелбаны, удары, подзатыльники) или психологическими (распускание слухов, клевета, избегание).

Особенно остро вопрос буллинга встает в подростковом возрасте, так как усвоение определенных паттернов поведения в пубертатном периоде приводит к тому, что во взрослой жизни человек неосознанно следует линии поведения жертвы или агрессора. Классическая буллинг-структура включает в себя три участвующие стороны: обидчиков, жертв и нейтральных наблюдателей. Иногда выделяют еще помощников агрессора и защитников жертвы. При этом роли участников буллинга достаточно устойчивы во времени, физическая его форма более характерна для мальчиков, а психологическая — для девочек. Для жертв буллинга характерно развитие депрессии, снижение самооценки и проблемы во взаимодействии с противоположным полом. У агрессора возникают проблемы с эмпатией по отношению к другим людям, закрепляется поведение с элементами насилия как форма коммуникации, что повышает риск криминального или девиантного поведения в будущем. Статус наблюдателей мало изучен и до сих пор остается неопределенным.

Последние годы новой формой психологического насилия стал буллинг посредством интернета. По данным одного исследования 2016 года, только за последние пять лет количество детей и молодых людей, обращающихся за психологической помощью из-за онлайн-террора, выросло на 88%.

Анализ наших результатов по буллингу среди подростков в школах показал почти одинаковую ситуацию на востоке и в центральной части Украины. Более 13% обследованных подростков подвергались практически постоянным издевательствам в школе, 11,5% — за ее пределами, в том числе посредством социальных сетей и интернета.

Суицидальное поведение как следствие негативного жизненного опыта

Для выявления и понимания риска суицидального поведения человека необходимо учитывать, в какой психической сфере существует суицидальная активность — в мыслях, намерениях или действиях. Размышления подростков об отсутствии ценности жизни, а также фантазии на тему своей смерти уже должны вызывать настороженность у окружающих. Появление активных мыслей убить себя с представлением различных способов суицида, к которым затем могут присоединиться намерения (решение уйти из жизни) и разработка детального плана, должно вызывать серьезные опасения.

Говоря с подростком о самых тяжелых мыслях, которые его посещают, нужно учитывать, что наибольшая серьезность и опасность реализации суицида возникает в том случае, когда мысли появляются часто и длятся долго, когда контроль над ними минимален и практически отсутствуют сдерживающие факторы. Иногда попытке суицида могут предшествовать самоагрессивные действия, в то же время есть попытки несуицидальной самоагрессии, когда, например, подросток наносит себе порезы на коже или ожоги, чтобы облегчить боль, почувствовать что-либо или воздействовать на внешние обстоятельства (получить внимание со стороны, вызвать сочувствие или злость). Нужно также учитывать, что подобное членовредительство зачастую сопровождается фоновыми суицидальными мыслями.

По результатам проведенного нами исследования в Донецкой области был выявлен угрожающе большой процент подростков, которые думали о возможности суицида, — более 24%. 10,5% подростков пробовали намеренно наносить себе вред в виде порезов, ожогов на коже, у 3,2% подростков уже были суицидальные попытки. Эти цифры были несколько ниже в Кировоградской области: 18% подростков думали о суициде, 7,5% наносили самоповреждения и 1,5% совершали суицидальные действия.

Очень нужна помощь

Среди подростков Донецкой области 22% хотя бы единожды обращались за помощью к специалистам (психологам, психиатрам, семейным врачам). Каждый пятый обследованный подросток Донбасса сообщил, что нуждается в социальной поддержке и психологической помощи. При этом 88% подростков сообщили, что обращаются за поддержкой к друзьям, 38% — к родителям и другим родственникам, и только 5% — к учителям, 3% — к психологам.

Полученные нами данные показали, что подростки Донецкой области экстремально нуждаются в психологической, а в ряде случаев и психиатрической помощи. Также можно сделать вывод о том, что именно те специалисты, которые могли бы оказать реальную профессиональную помощь, задействованы менее всего. Наибольшим доверием у подростков пользуются сверстники, друзья и одноклассники, которые могут предложить свою поддержку только исходя из собственного опыта.

У подростка, имеющего депрессивные симптомы или выраженную тревогу, или же если выясняется, что он оказался жертвой буллинга, нужно обязательно спрашивать о наличии суицидальных мыслей и намерений. В основном они не скрывают этого, просто мало кто их спрашивает.

Если взрослым для лечения тревожно-депрессивных расстройств назначается медикаментозная терапия в сочетании с психотерапией, то в подростковом возрасте начинать нужно с психотерапии или психологической работы, а медикаменты подключать в случае крайней необходимости.

Сотрудниками кафедры была разработана многоуровневая система мероприятий, направленных на устранение у подростков нарушений психического и психологического здоровья. Среди них можно выделить профилактические (профилактика употребления психоактивных веществ, суицидального, делинквентного поведения, буллинга, расстройств пищевого поведения), психокоррекционные, психообразовательные, профориентационные мероприятия.

Психологическая работа с педагогами школ в первую очередь включает профилактику эмоционального выгорания, конфликтного взаимодействия с коллегами и учениками, повышение устойчивости педагогов к стрессу.

Работа с родителями подростков в основном носит характер психообразовательных лекций и тренингов конструктивного диалога с детьми. В настоящее время уже начато внедрение указанных программ в школьные учреждения Донецкой области.

Выводы

  1. Подростки, проживающие на территории вооруженного конфликта, являются уязвимой категорией населения в отношении психических нарушений.
  2. У них достоверно чаще встречаются ПТСР, тревожно-депрессивные симптомы и аутоагрессивное поведение по сравнению с подростками, проживающими на мирной территории.
  3. Уровень стрессогенности окружающего пространства выше в восточной Украине по сравнению с центральными областями.
  4. Сравнительный анализ показал, что подростки обеих групп в одинаковой степени прибегают к употреблению алкоголя, психоактивных веществ и использованию буллинга как формы психологического насилия в стенах школы.
  5. Внедрение всесторонней многоуровневой системы психологической помощи подросткам и их ближайшему социальному окружению в школьной среде и дома позволит улучшить показатели их психического здоровья, социального благополучия и качества жизни.

Публикация: «Ракурс»

https://racurs.ua/2180-psihicheskoe-zdorove-podrostkov-donbassa-v-usloviyah-voyny.html